Мобильная версия сайта
Подписка на рассылку:
нет
Товаров
в корзине
Регистрация
Портал "Техника-Молодёжи" функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
УМЕНЬШЕННЫЙ МИР PLASTICART
31.01.2018

С конца 1950-х и до начала 1990-х гг. в ныне канувшей в лету Германской Демократической Республике (ГДР) существовало предприятие VEB Plasticart, выпускавшее масштабные сборные модели самолетов, вертолетов, космических и морских кораблей. Так как оригиналами для большинства этих сборных моделей послужили образцы советского производства, именно в СССР продукция этого предприятия пользовалась повышенной популярностью.
Как ни странно, в самом Советском Союзе, создавшем уникальные образцы авиационной и космической техники, не нашлось тогда возможностей для организации подобного предприятия. В начале 1970-х гг. журнал «Техника Молодежи», ведя дискуссию об отечественных сборных моделях, с сожалением констатировал: «Недостоверные, из пластмассы блеклых тонов, с прожилками других оттенков на поверхности – таковы модели советских воздушных лайнеров. Больше того, в результате какого-то недоразумения введены в заблуждение тысячи людей – выпускаемый промышленностью сборный макет истребителя МиГ-19 даже отдаленно не напоминает оригинал…».

 

Журнал «Техника Молодежи № 2 за 1971 г. со статьей о масштабных сборных моделях, на переднем плане – части комплектов сборных моделей VEB Plasticart

49649849.jpg

 

История VEB Plasticart неразрывно связана с воссозданием  авиапромышленности Восточной Германии, на территории которой на момент окончания Второй мировой войны находилось свыше 60 % авиапредприятий Третьего Рейха. В октябре 1946 г. свыше 500 немецких авиаконструкторов и инженеров с семьями были вывезены в СССР в п. Подберезье (Московская область), где из них было сформировано ОКБ-1 под руководством бывшего конструктора «Юнкерс» Б. Бааде и ОКБ-2 под руководством Г. Рессинга.

В конце июня 1954 г. последняя группа немецких конструктов во главе с профессором Брунольфом Бааде вернулась на родину с грузовыми поездами, полными машин, оборудования и материалов, в том числе с  конструкторской документацией на пассажирский самолет Ил-14 и двигатели для него АШ-82Т.

Строительство авиапромышленности Восточной Германии началось в 1955 г., и за относительно короткое время в ГДР появились несколько самолетостроительных, авиаремонтных, двигателестроительных заводов и  авиационных научно-исследовательских и проектных организаций.

Одновременно начала формироваться гражданская и военная авиация ГДР. Первая национальная авиакомпания страны «Дойче Люфтганза» (Deutsche Lufthansa) была образована в мае 1954 г. и с 1955 г. начала получать из СССР пассажирские самолеты Ил-14П (в 1955 – 1957 гг. поставлено 16 самолетов). В октябре 1955 г. на авиастроительном предприятии № 803 в Дрездене в воздух поднялся первый собранный в Германии самолет типа Ил-14 (до 1959 г. включительно построено 80 самолетов). Вскоре Ил-14П и Ил-14Т местного производства  начали поставляться «Дойче Люфтганзе» и ВВС ГДР.

В этот же период авиаиндустрия ГДР выходит на качественно новый уровень. В 1956 г. Брунольф  Бааде начинает работы по созданию четырехмоторного реактивного авиалайнера ВВ-152, используя технический задел по разработанному в  ОКБ-1 опытному бомбардировщику «Тип 150». Первый  прототип ВВ-152 поднялся в воздух 4 декабря 1958 г.

Такое стремительное возрождение авиации в ГДР навело руководителей страны на мысль о необходимости широкой пропаганды ее достижений.  

 

Производственные линии Ил-14П/Т и ВВ-152 на заводе № 803 в Дрезден-Клоцше

Производственная линия ВВ-152.jpgПроизводственная линия Ил-14.jpg

 

С этой целью еще в 1957 г. в г. Чопау, расположенном в ~ 10 км к юго-востоку от Карл-Маркс-Штадта (до 1953 г. и в настоящее время Кемниц), было образовано предприятие VEB Kunststoffverarbeitung Zschopau – VEB KVZ (Народное предприятие «Обработка пластмасс Чопау»), изначально для производства сборных моделей самолетов, выпускаемых и эксплуатируемых в ГДР.

 

Модель самолета ВВ-152, 1958 г. – одна из первых сборных моделей VEB KVZ

Собранная модель ВВ-152.jpg

 

Как это ни парадоксально, но впоследствии это предприятие, получившее в 1970-е гг. название VEB Plasticart (Народное предприятие «Изделия из пластмасс»), пережило и несостоявшуюся восточногерманскую авиаиндустрию, и «Дойче Люфтганзу», самолеты которой послужили прообразами исполнения ранних сборных моделей, и, в конечном итоге, саму ГДР, став одним из крупнейших производителей и экспортеров  авиационных сборных моделей.

Конечно, можно по-разному относится к моделям VEB Plasticart. Для периода 1960 – 1970-х  гг. они казались совершенными, но со временем любое совершенство становится относительным, и сегодня можно обнаружить серьезные недостатки у большинства «пластикартовских» моделей, которые так и остались лишь «моделями близкими к оригиналам». Эти недостатки можно объяснить как отсутствием в то время достаточной информации об оригиналах, так и иногда просто невероятной оперативностью, с которой разрабатывалась очередная модель, появляясь в продаже через год – два  после первого полета оригинала, а в некоторых случаях и до него. Иногда оригиналами становились так и нереализованные проекты. Имелись ошибки и при разработке вариантов исполнения модели, которые часто не соответствовали модификации самолета/вертолета, послужившего оригиналом. Но все это совершенно не умаляет достоинств моделей VEB Plasticart, которые к началу 1990-х гг. экспортировались кроме СССР еще в 25 стран мира, в том числе в США, Канаду, Англию, Францию, Западную Германию и Японию.

Для нас же эти модели были особенными. Этому способствовало, как правило, очень аккуратное выполнении самой модели, комплектуемой непревзойденными декалями, красочно оформленная коробка, составленная на несовершенном, но, все-таки, русском языке подробная инструкция по сборке. При этом инструкция включала не просто руководство по сборке модели, а и информацию об истории создания оригинала и его основных характеристиках. Чего стоили хотя бы такие фразы из инструкции:

«Дорогой юный Друг! Мы рады иметь возможность помочь Тебе пополнить Твою коллекцию моделью испытанного советского пассажирского турбинного самолета с воздушным винтом Ил-18»;

 «Для воздушного сообщения на небольших, уединенных аэродромах  в дальних областях Советского Союза создал, поэтому, конструктор О.К. Антонов пассажиро-грузовой самолет Ан-2 для полетов на близкие расстояния»;

 «Ан-2 принадлежит к самолетам короткого взлета и посадки (СТОЛ)»;

 «В Китае он заменил в борьбе против саранчи 40000 рабочих».

В действительности, это был настоящий модельный комплект, в который входили и клей, и краска, и пластилин для балансировки, и даже леска для моделирования антенн – практически все, что было необходимо для сборки достаточно привлекательной модели самолета или вертолета. В качестве вспомогательных средств требовались лишь «…1 ножик, 1 ножницы, 1 маленький напильник, различные кисточки для клея и краски». В итоге, являясь,  достаточно доступными, эти модели позволили привить интерес к авиации и космонавтике многим тысячам советских мальчишек, значительная часть из которых впоследствии профессионально связала свою жизнь с авиационно-космической отраслью. Еще одной примечательной чертой продукции VEB Plasticart было то, что оригиналами и прообразами исполнения[*]для большинства сборных моделей послужили самолеты, вертолеты и космические корабли, оставившие заметный след в истории авиации и космонавтики.

Выпущенная в 1970 г. модель первого в мире сверхзвукового авиалайнера Ту-144 была одной из самых красивых сборных моделей VEB Plasticart. Рисунок на коробке

чрезвычайно напоминает обложку журнала «Техника Молодежи» № 4 за 1969 г.

Коробка от модели Ту-144.jpg

 

За более чем три десятилетия своего существования предприятие VEB Plasticart выпустило свыше четырех десятков различных сборных моделей и почти каждую из них в нескольких вариантах исполнения.

Совершенствование модельной продукции (изменение номенклатуры моделей, их исполнения, доработка пресс-форм, переоформление коробок) происходило, как правило, серийно, что позволяет условно разделить ее на несколько выпусков, отличавшихся  друг от друга рядом характерных черт.

 

I ВЫПУСК: «Модельные коробки «Люфтганзы» (1957 – 1963 гг.)

Основу первого выпуска составляли модели самолетов, находившихся в эксплуатации авиакомпании «Дойче Люфтганза», либо планировавшихся для ее оснащения. Поэтому серия этих моделей получила условное название «Модельные коробки «Люфтганзы» (Lufthansa Modellbauкastenдословно «Модельный строительный набор «Люфтганзы»).

Не удивительно, что первой в серии «Модельных коробок «Люфтганзы» появилась модель основного пассажирского самолета этой авиакомпании       Ил-14. Любопытно, что модель была выполнена в одном из масштабов железнодорожного моделирования 1:87, получившего в ГДР широкое распространение. В то время VEB KVZ начало сотрудничать со старинной немецкой граверной фирмой «Рейфра» (Reifra), которая как раз занималась изготовлением пресс-форм макетов зданий для масштабной железной дороги (в 2011 г. фирма «Рейфра»  возобновила производство «пластикартовских» моделей).Reifra address.bmp

 Оригиналом для первой модели Ил-14, по-видимому, послужил один из 18-местных Ил-14П советского производства, имевший в пассажирской кабине по семь прямоугольных иллюминаторов с левого и правого бортов. Еще по одному прямоугольному иллюминатору располагалось с каждого борта самолета в кабине экипажа. Однако на модели все иллюминаторы и панели остекления кабины экипажа были выполнены непропорционально большими, а их расположение и форма не соответствовали оригинальным. Любопытно, что на изображении самолета на коробке было показано еще меньше иллюминаторов в пассажирской кабине – шесть, столько их было у первых советских Ил-14П выпуска начала 1950-х гг.

Коробка от первых комплектов сборной модели Ил-14П и сама модель, больше

напоминающие детскую игрушку

Модель Ил-14П в первоначальном облике.jpg

 

Первая модель Ил-14 не соответствовала оригиналу также по форме носового обтекателя и поперечного сечения фюзеляжа (овальное вместо круглого с соответствующей погрешностью по высоте). Кроме того, непропорционально большими были выполнены винты и шасси. Последнее можно объяснить тем, что первая модель Ил-14 делалась в первую очередь, как игрушка для детей, и большие колеса и винты в этом плане были, конечно, более практичными, чем выполненные в нужном масштабе (на коробке имелась надпись «Современная игрушка из пластмассы для детей»).

Помимо пластмассовых сборных деталей в комплект входила леска для моделирования антенны, прозрачная пленка для моделирования остекления пассажирской кабины и кабины экипажа, декаль, пластилин и клей.

До второй середины 1960-х гг. окраска частей моделей VEB KVZ в нужные цвета осуществлялась непосредственно на предприятии при помощи аэрографа. Так как обшивка самолетов «Дойче Люфтганзы» в середине 1950-х гг.  имела естественный цвет полированного алюминия с тонкой синей полосой под иллюминаторами, то и практически все детали модели снаружи покрывались серебрянкой с нанесением синих бортовых полос на фюзеляж. Колеса сначала отливались из серой пластмассы, а затем – из черной, причем все первоначально имели одинаковые размеры. Винты в ранних комплектах окрашивались серебрянкой и лишь после 1960 г. стали отливаться из черной пластмассы.

В период 1959 – 1962 гг. пресс-формы модели были существенно доработаны. Сначала модель Ил-14 стала комплектоваться значительно более близкими к оригинальным крылом и мотогондолами двигателей с выхлопными патрубками, а затем была полностью заменена пресс-форма фюзеляжа, выполненного за одно с килем (в ранних комплектах киль был отъемным). Изменились размеры (в сторону уменьшения), количество, расположение иллюминаторов, остекления кабины экипажа и форма носовой части фюзеляжа, поперечное сечение фюзеляжа стало круглым, а переднее колесо уменьшилось в размерах. В результате фактически появилась вторая модель Ил-14, которая значительно более походила на оригиналы, но не на 18-местные Ил-14П советского производства, а на 26-местные самолеты производства ГДР, которые имели по правому борту восемь иллюминаторов в пассажирской кабине, а по левому – семь.

Декаль к раннему варианту модели Ил-14П содержала надпись Deutsche Lufthansa и значек «журавль», являвшийся фирменным логотипом исходной немецкой авиакомпании «Дойче Люфт Ганза» (Deutsche Luft  Hansa) с 1926 г., а регистрационный код  DM-SBU принадлежал 18-местному Ил-14П советского производства (зав. № 5341509).

 

Различия комплектов сборной модели Ил-14П выпуска 1958 г. и 1962 г.

Сборный комплект модели Ил-14П 1962 г..jpg

 

Этот самолет был  поставлен «Дойче Люфтганзе» 18 июля 1956 г. и 16 июня 1957 г. открыл регулярные пассажирские перевозки пассажиров на внутренних авиалиниях ГДР по маршруту Берлин – Барт  (Балтийское побережье). 

1 октября 1959 г. на черно-красно-желтом флаге ГДР появился герб этой страны, разработанный еще в 1955 г.: венок из колосьев, окружавших молот и циркуль – символы союза рабочих, крестьян и инженеров.

В скором времени новые флаги стали наноситься на кили самолетов «Дойче Люфтганзы», что нашло свое отражение и в декалях к сборным моделям. Надпись DDR под флагом в это время «исчезла».

В 1958 – 1959 гг., на самолетах «Дойче Люфтганзы» была введена новая схема окраски: неокрашенный (серебристый) низ фюзеляжа, крылья и горизонтальное оперение, широкая синяя полоса, проходящая через иллюминаторы, и покрашенные белой краской верх фюзеляжа и киль. Однако модель, по-прежнему, полностью окрашивалась в серебристый цвет. 

С 1959 г. модель Ил-14 выпускалась одновременно в двух исполнениях: «Дойче Люфтганзы» и новой международной чартерной авиакомпании «Интерфлюг» (Interflug GmbH – Gesellschaft für den Internationalen Flugverkehr mbH)образованной 18 сентября 1958 г.

Появление «Интерфлюг» было связано с решением суда в Берне присудить торговую марку Deutsche Lufthansa одноименной авиакомпании ФРГ. Однако еще несколько лет в ГДР продолжали функционировать и «Дойче Люфтганза», обслуживающая внутренние авиалинии и линии в страны Восточного блока, и «Интерфлюг», выполнявшая чартерные рейсы в Западную Европу.

Первые самолеты «Интерфлюг» брались в аренду у «Дойче Люфтганзы» и в целом сохраняли схему окраски «материнской» авиакомпании, только вместо «журавлей» в носовой части появились синие надписи Interflug, а название Deutsche Lufthansa над бортовой полосой закрашивалось. Позднее на киле и носу появился фирменный логотип «Интерфлюг» – «самолет в круге», а название авиакомпании заняло свое привычное место над бортовой полосой. 

Эти изменения нашли отражение в декале исполнения «Интерфлюг». Она содержала регистрационный код DM-SAK, принадлежащий реальному            26-местному Ил-14П восточногерманского производства (зав. № 14803024), поставленного «Дойче Люфтганзе» 10.03.1958 г.

Возможно, что модель Ил-14 в исполнении «Дойче Люфтганзы» комплектовалась и декалью с регистрационным кодом  DM-SBV. Как и DM-SBU Ил-14П с регистрацией DM-SBV являлся самолетом советского производства (зав. № 5341510), поставленным «Дойче Люфтганзе» 18 июля 1956 г.

 

Прообраз исполнения модели самолет Ил-14П рег. DM-SBV (~ 1957 г.) и сама модель

выпуска ~ 1962 г., детали которой были отлиты на усовершенствованной пресс-форме

Самолет Ил-14П с рег. DM-SBV 1957 г..jpgМодель Ил-14П с рег. DM-SBV.jpg

 

В 1963 г. Международный европейский суд принял окончательное решение о передаче торговой марки Deutsche Lufthansa западногерманской авиакомпании. В этой связи 1 сентября 1963 г. в ГДР была образована объединенная авиакомпания «ИНТЕРФЛЮГ» (INTERFLUG). Первое время самолеты «ИНТЕРФЛЮГ»  в основном сохраняли окраску «Дойче Люфтганзы» за исключением названия авиакомпании и логотипа. Но уже к началу 1964 г. все машины были перекрашены по новой схеме, где определяющим стал красный цвет. Это, в свою очередь, вызвало необходимость переработки упаковки (коробки) и декали к модели Ил-14, хотя пресс-форма, несмотря на явно непропорциональные шасси, больше не дорабатывалась. Единственное изменение коснулось фюзеляжа, который стал отливаться из белой пластмассы и покрываться серебрянкой только с нижней части, отражая изменения в схеме окраски самолетов, произошедшие еще в 1958 г.

 

Модельный комплект Ил-14П выпуска 1965 г.

Модельный комплект 1965 г..jpg

 

Кроме того, на производившей декали фабрике в Лейпциге к этому времени  появилась возможность изготовления переводных картинок большой площади, что позволило уйти от предварительного нанесения бортовых полос краской непосредственно на предприятии.

На декале исполнения «ИНТЕРФЛЮГ» был сохранен регистрационный код DM-SBU от первого исполнения модели Ил-14. Самолет с таким регистрационным кодом после слияния авиакомпаний действительно некоторое время продолжал выполнять полеты под флагом «ИНТЕРФЛЮГ», но уже 1 июля 1964 г. был продан в Египет. Такая же судьба вскоре постигла и прообраз первого («синего») варианта исполнения «Интерфлюг» – самолет с регистрационным кодом DM-SAK, который  27 декабря 1965 г. был продан в Сирию. Это объяснялось постепенным выводом Ил-14П из эксплуатации авиакомпании с заменой их самолетами Ил-18 на магистральных линиях и Ан-24 – на местных.

Последние модели выпуска 1967 – 1969 гг. почти полностью, за исключением колес и винтов, отливались из белой пластмассы без предварительной окраски серебрянкой, так как в комплект стала включаться соответствующая краска для самостоятельного оформления модели. 

         В музеях Германии экспонируются несколько самолетов  Ил-14П восточногерманского производства. Как ни странно, один из Ил-14П, выпущенных в ГДР, сохранился в России и поддерживается в летном состоянии его владельцем А. А. Поддубным. Самолет базируется на аэродроме Горелово в Ленинградской области и несет гордое название «Советский Союз», присвоенное ему в ходе съемок одного из фильмов. Заводской № самолета 14803066, выпущен он на заводе в Дрездене 1 января 1959 г. Хозяин и его самолет нуждаются в помощи для сохранения столь уникального экземпляра, в полной мере отвечающего словам из старой песни: «Дружба – Freundschaft, ГДР и Советский Союз».



[*] Под оригиналом понимается тип и модификация самолета/вертолета, с которого выполнена модель. Под прообразом исполнения – конкретный образец ЛА, отличающийся от всех остальных образцов такого же типа или модификации индивидуальными идентификационными признаками. Для гражданских самолетов и вертолетов – это принадлежность к определенной авиакомпании, схема окраски, регистрационный код, для военных – принадлежность к ВВС определенной страны, опознавательные знаки, окраска и бортовой номер.


Автор:  Сергей Корж, Александр Мелькумов

Вверх

Для возможности комментировать авторизуйтесь или зарегистрируйтесь